incognito ergo sum, как говорил Иосиф Бродский... я не порекомендую секс, безумие и наркотики каждому,но в моем случае они всегда работали отлично. Хантер С.Томпсон
Авторское право оставляю за собой и СИАПРЕСС-ЦЕНТРОМ.
Евгений Гришковец: «Наши дети будут детьми без почерка»

Состоявшая недавно беседа журналистов с Евгением Гришковцом, кажется, даже привычных ко всему газетчиков не оставила равнодушными. Со свойственной ему прямотой и открытостью Гришковец ответил на все проблемные вопросы, волнующие и задевающие далеко не только сургутян.
- Евгений, хотелось бы для начала прояснить вот такой момент. Вы записываете музыку, ставите спектакли, играете на сцене, снимаетесь в кино, пишете книги. А как вы сами воспринимаете себя? Какое амплуа вам ближе?
- Во всех своих ипостасях я остаюсь писателем. Я писатель, который играет свои спектакли, писатель, исполняющий песни, писатель, играющий в кино. Хотя, надо заметить, больше всего времени у меня занимает все-таки театр. Дело в том, что я играю около 80 спектаклей в год, в основном это гастроли. Конечно, я мог бы играть… ну, практически не выезжая за Садовое кольцо в Москве. Но мне хочется показать свои спектакли разному зрителю, зрителю, у которого нет возможности увидеть их в столице, поэтому я очень много гастролирую. Я практически половину жизни провожу в гостиницах.
- Тогда почему все же не актер?
- Знаете ли, в последнее время быть писателем стало очень сложно. Все популярнее электронные книги, айфоны и айпады. И когда произошла эта техническая революция, этот всплеск популярности разного рода электронных читалок, случился серьезный обвал на книжном рынке. Я, к примеру, потерял до 40 % тиражей. Но это еще не так много. Такие писатели, как Пелевин, к примеру, чья аудитория заведомо была более узкая, потеряли до 70 %... Это большая проблема русскоязычного поля: писатели уходят в смежные профессии, потому что книги больше не дают дохода. Поэтому мы видим все больше писателей-журналистов, писателей-актеров, писателей-телеведущих… В основном все идут на телевидение. Я зарабатываю на сцене. Так я покупаю время на книги.
- А как вам удается все совмещать? Ведь и на театр, и на кино, и на книги уходит, наверное, огромное количество сил и времени?
- Я беру тайм-аут. Каждый год в одно и то же время, с 15 декабря. Никаких елок, никаких корпоративов. И всю зиму я пишу. Потому что это действительно большой и тяжелый труд, когда писатель работает над книгой, он просто неспособен больше ничем другим заниматься, он весь погружается в эту работу. А на хорошую книгу, повесть или сборник рассказов, редко уходит менее полугода.
И это вторая большая проблема современной литературы. Писатели уже не стараются так, как могли бы, или вовсе не пишут, потому что знают, что эти полгода работы их не накормят. А никто не хочет работать бесплатно.
Сейчас я готовлю новый спектакль – «Прощание с бумагой». Вообще, я планировал поработать над ним несколько подольше, но понял, что именно сейчас его актуальность назрела. Это спектакль о том, как мы прощаемся с бумагой как с образом жизни. Это не трагический спектакль, нет, просто рассуждение… Вот подумайте, это же так интересно! Человечество писало более 5 000 лет, бумага существовала более 2 000, и именно у нас на глазах это все исчезает! Наши дети будут детьми без почерка… Я хочу показать, что исчезает вместе с бумагой, с традицией писать письма, читать бумажные книги, вести дневники…
- Кстати, об электронных носителях. А как вы относитесь к социальным сетям, блогам?
- Я всегда подчеркивал необходимость серьезной просветительской программы в области интернета! У нас нет интернет-культуры, в сети все возможные правила нарушены. Почему-то никто в интернете не задумывается о культуре поведения, о том, что он показывает и как говорит. Но ведь всем блогерам ясно, что их нецензурные записи нередко попадаются на глаза женщинам и детям, выражаться при которых, на мой взгляд, свинство. Что откровенные фотоснимки видят в том числе и несовершеннолетние посетители сайтов.
Воровство в сети вообще имеет колоссальные масштабы. Я и моя семья обворованы в буквальном смысле слова на миллионы! Но возмущает не это, я не люблю деньги, если бы я любил деньги – я давно работал бы на телевидении. Возмущает наглость, с которой это делают, отсутствие понимания, что это нарушение личного пространства, не говоря уже о понятии авторских прав. Вот, к примеру, когда домушник собирается забраться в чужую квартиру, он долго готовиться, старается, чтобы его никто не видел, заклеивает глазки всем соседям, так? А в нашем случае он не просто не скрывается, он, если не получается взломать, начинает звонить ко всем соседям: «Ребята, у меня тут взлом не получается, помогите!» И ребята бросаются на помощь, дружно налегают на дверь, привозят какого-нибудь умельца, который ее все-таки вскрывает… Парадокс? Но ведь по сути так оно и происходит!
- А какие пути борьбы с компьютерным пиратством видите вы?
- Компьютерные пираты, по сути, уже обворовали сами себя. Круг замкнулся. Малобюджетное кино, к примеру, уже практически перестали снимать, потому что сборы с показов таких фильмов всегда очень малы, а потребителя, который будет его покупать, нет. Не потому, что нет спроса или интереса, а потому, что все качают бесплатно. И постепенно возникает этакая культурная дыра. Не навсегда, конечно, это вопрос времени. Но трагедия этой ситуации в том, что фильмы – это документ времени, в котором наше время, мы с вами, отражены не будем.
- Какой вообще вы видите нынешнее положение и дальнейшую судьбу российского кинематографа?
- Нынешнее состояние весьма плачевное. Государство, откровенно говоря, забило на развитие кино в России, а предоставленный сам себе кинематограф ориентирован на деньги. Их позиция проста: хотят и рыбку съесть, и славу получить. Беда в том, что самобытность, традиции безвозвратно утрачены. Сейчас даже среди педагогов нет тех, кто мог бы научить молодых режиссеров этим традициям. Старые утрачены, а новые, между тем, некому сформировать.
Нет ничего смешнее, чем снимать фильмы в американской традиции, это выглядит глупо, пошло и вторично. Но у нас в стране сделали все, чтобы зритель перестал доверять отечественным фильмам! Вспомнить хотя бы мой фильм «Сатисфакция». Она не шла широким прокатом в кино, а если кто-то из кинотеатров его и ставил, то в будни в 13.00 или 23.00. То есть, в то время, когда основной мой зритель – работающий человек – пойти на сеанс просто не сможет. Сказать, что фильм не нравился, не могу – те же руководители кинотеатров пожимали руку, закатывали фильм на диски, показывали всем друзьям… Но аура недоверия отечественному кино уже сформировалась, зрителя будет трудно переубедить, поэтому поставить в большой прокат просто побоялись.
Но перспектива есть, я в этом уверен! Россия – очень могучая страна в смысле желания иметь свою культурную традицию, но сейчас в нашей стране очень плохое время, апатия.
Однако неизбежно появятся люди, которые это изменят, создадут новую традицию кинематографа, самобытную, неповторимую. И будут снимать другие фильмы. Те, которые будут касаться чем-то каждого, и оттого будут всем интересны.
Автор: Нина Сергеева, фото Сергея Панова
Евгений Гришковец: «Наши дети будут детьми без почерка»

Состоявшая недавно беседа журналистов с Евгением Гришковцом, кажется, даже привычных ко всему газетчиков не оставила равнодушными. Со свойственной ему прямотой и открытостью Гришковец ответил на все проблемные вопросы, волнующие и задевающие далеко не только сургутян.
- Евгений, хотелось бы для начала прояснить вот такой момент. Вы записываете музыку, ставите спектакли, играете на сцене, снимаетесь в кино, пишете книги. А как вы сами воспринимаете себя? Какое амплуа вам ближе?
- Во всех своих ипостасях я остаюсь писателем. Я писатель, который играет свои спектакли, писатель, исполняющий песни, писатель, играющий в кино. Хотя, надо заметить, больше всего времени у меня занимает все-таки театр. Дело в том, что я играю около 80 спектаклей в год, в основном это гастроли. Конечно, я мог бы играть… ну, практически не выезжая за Садовое кольцо в Москве. Но мне хочется показать свои спектакли разному зрителю, зрителю, у которого нет возможности увидеть их в столице, поэтому я очень много гастролирую. Я практически половину жизни провожу в гостиницах.
- Тогда почему все же не актер?
- Знаете ли, в последнее время быть писателем стало очень сложно. Все популярнее электронные книги, айфоны и айпады. И когда произошла эта техническая революция, этот всплеск популярности разного рода электронных читалок, случился серьезный обвал на книжном рынке. Я, к примеру, потерял до 40 % тиражей. Но это еще не так много. Такие писатели, как Пелевин, к примеру, чья аудитория заведомо была более узкая, потеряли до 70 %... Это большая проблема русскоязычного поля: писатели уходят в смежные профессии, потому что книги больше не дают дохода. Поэтому мы видим все больше писателей-журналистов, писателей-актеров, писателей-телеведущих… В основном все идут на телевидение. Я зарабатываю на сцене. Так я покупаю время на книги.
- А как вам удается все совмещать? Ведь и на театр, и на кино, и на книги уходит, наверное, огромное количество сил и времени?
- Я беру тайм-аут. Каждый год в одно и то же время, с 15 декабря. Никаких елок, никаких корпоративов. И всю зиму я пишу. Потому что это действительно большой и тяжелый труд, когда писатель работает над книгой, он просто неспособен больше ничем другим заниматься, он весь погружается в эту работу. А на хорошую книгу, повесть или сборник рассказов, редко уходит менее полугода.
И это вторая большая проблема современной литературы. Писатели уже не стараются так, как могли бы, или вовсе не пишут, потому что знают, что эти полгода работы их не накормят. А никто не хочет работать бесплатно.
Сейчас я готовлю новый спектакль – «Прощание с бумагой». Вообще, я планировал поработать над ним несколько подольше, но понял, что именно сейчас его актуальность назрела. Это спектакль о том, как мы прощаемся с бумагой как с образом жизни. Это не трагический спектакль, нет, просто рассуждение… Вот подумайте, это же так интересно! Человечество писало более 5 000 лет, бумага существовала более 2 000, и именно у нас на глазах это все исчезает! Наши дети будут детьми без почерка… Я хочу показать, что исчезает вместе с бумагой, с традицией писать письма, читать бумажные книги, вести дневники…
- Кстати, об электронных носителях. А как вы относитесь к социальным сетям, блогам?
- Я всегда подчеркивал необходимость серьезной просветительской программы в области интернета! У нас нет интернет-культуры, в сети все возможные правила нарушены. Почему-то никто в интернете не задумывается о культуре поведения, о том, что он показывает и как говорит. Но ведь всем блогерам ясно, что их нецензурные записи нередко попадаются на глаза женщинам и детям, выражаться при которых, на мой взгляд, свинство. Что откровенные фотоснимки видят в том числе и несовершеннолетние посетители сайтов.
Воровство в сети вообще имеет колоссальные масштабы. Я и моя семья обворованы в буквальном смысле слова на миллионы! Но возмущает не это, я не люблю деньги, если бы я любил деньги – я давно работал бы на телевидении. Возмущает наглость, с которой это делают, отсутствие понимания, что это нарушение личного пространства, не говоря уже о понятии авторских прав. Вот, к примеру, когда домушник собирается забраться в чужую квартиру, он долго готовиться, старается, чтобы его никто не видел, заклеивает глазки всем соседям, так? А в нашем случае он не просто не скрывается, он, если не получается взломать, начинает звонить ко всем соседям: «Ребята, у меня тут взлом не получается, помогите!» И ребята бросаются на помощь, дружно налегают на дверь, привозят какого-нибудь умельца, который ее все-таки вскрывает… Парадокс? Но ведь по сути так оно и происходит!
- А какие пути борьбы с компьютерным пиратством видите вы?
- Компьютерные пираты, по сути, уже обворовали сами себя. Круг замкнулся. Малобюджетное кино, к примеру, уже практически перестали снимать, потому что сборы с показов таких фильмов всегда очень малы, а потребителя, который будет его покупать, нет. Не потому, что нет спроса или интереса, а потому, что все качают бесплатно. И постепенно возникает этакая культурная дыра. Не навсегда, конечно, это вопрос времени. Но трагедия этой ситуации в том, что фильмы – это документ времени, в котором наше время, мы с вами, отражены не будем.
- Какой вообще вы видите нынешнее положение и дальнейшую судьбу российского кинематографа?
- Нынешнее состояние весьма плачевное. Государство, откровенно говоря, забило на развитие кино в России, а предоставленный сам себе кинематограф ориентирован на деньги. Их позиция проста: хотят и рыбку съесть, и славу получить. Беда в том, что самобытность, традиции безвозвратно утрачены. Сейчас даже среди педагогов нет тех, кто мог бы научить молодых режиссеров этим традициям. Старые утрачены, а новые, между тем, некому сформировать.
Нет ничего смешнее, чем снимать фильмы в американской традиции, это выглядит глупо, пошло и вторично. Но у нас в стране сделали все, чтобы зритель перестал доверять отечественным фильмам! Вспомнить хотя бы мой фильм «Сатисфакция». Она не шла широким прокатом в кино, а если кто-то из кинотеатров его и ставил, то в будни в 13.00 или 23.00. То есть, в то время, когда основной мой зритель – работающий человек – пойти на сеанс просто не сможет. Сказать, что фильм не нравился, не могу – те же руководители кинотеатров пожимали руку, закатывали фильм на диски, показывали всем друзьям… Но аура недоверия отечественному кино уже сформировалась, зрителя будет трудно переубедить, поэтому поставить в большой прокат просто побоялись.
Но перспектива есть, я в этом уверен! Россия – очень могучая страна в смысле желания иметь свою культурную традицию, но сейчас в нашей стране очень плохое время, апатия.
Однако неизбежно появятся люди, которые это изменят, создадут новую традицию кинематографа, самобытную, неповторимую. И будут снимать другие фильмы. Те, которые будут касаться чем-то каждого, и оттого будут всем интересны.
@темы: отечественный кинематограф, Евгений Гришковец, интервью
А позже и сам Гришковец на своем... эммм? блоге? или что там у него? Сайт, по моему))
Ничего лишнего, лаконично, и вопросы нормальные. Стиль тоже.
Хотя сам я не журналист и с этой точки зрения оценить не смогу ^^ но что-то о стилях знаю.
По диктофону статья формируется? Сам писал по записи, знаю, это дело непростоеПишу по старинке, без диктофонов, на перо беру собеседника. мне так проще потом расшифровывать... Сразу весь текст перед глазами, видно, что с чем лучше увяжется. Тем более, чт я вопросы никогда не готовлю, строю интервью на живом диалоге, оно тогда обычно очень интересно выворачивается))
www.siapress.ru/opinion/item/19113 - вот это на мой взгляд интереснее))) *у него, правда, есть еще вторая половина - если захотите почитать, выложу после публикации (то бишь, после 22-го июня)*
Ммммм)) по ссылке прочел - да, тоже интересный человек.
я все равно в восторгеТоже хочу стать профи в своем деле, хотя бы со временем, но лучше побыстрее
И как назло, я пьян(((
не-не, все равно в восторге)
да с чего жеж? оО